Posted 15 октября 2018, 15:18
Published 15 октября 2018, 15:18
Modified 7 марта, 16:33
Updated 7 марта, 16:33
Счётная палата проанализировала проект бюджета на 2019-2021 годы и дала заключение: "Повышение акцизов на топливо в России с 1 января 2019 года может привести к новому резкому скачку розничных цен на бензин". В документе говорится, что увеличение акциза в 1,5 раза отразится на конечной стоимости горючего и может "потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер". При этом даже снижение акцизов на бензин с 1 июля нынешнего года позволило лишь немного понизить розничные цены в июле-августе - на 0,2% и 0,3% соответственно. Стоит ли ждать теперь еще и "новогоднего подарка" на бензоколонках?
"В 2019-м году акцизы должны достигнуть уровня, который изначально планировался на июнь этого года, - говорит в интервью изданию "Экономика сегодня" эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. - То есть прирост акциза составит три рубля на литр бензина и 2,4 рубля по дизельному топливу. Эти цифры не сенсация – Росстат давно опубликовал эти прогнозы.
Нефтяные компании размер акциза в цену горючего, скорее всего, будут вносить постепенно – ценовые шоки не выгодны никому. Есть и демпфирующая составляющая – частично рост акциза будет скомпенсирован. Уже сейчас нефтяные компании апробируют новый механизм ценообразования – разница в биржевой стоимости между тонной А-92 и АИ-95 доходит до 5 тысяч рублей, хотя раньше держалась в районе 1,5 тысячи. Введенные ценовые преференции на А-92 и дизтопливо в масштабных сделках хорошо заметны, почувствует их и население.
Сейчас скидки по акцизам предоставляются для всех видов дизтоплива – зимнего и летнего, а также на определенные марки бензина. К примеру, на авиакеросин и мазут таких скидок нет, на эту продукцию можно ждать резкого роста цен. Причем не сразу после Нового года – в январе, как правило, реализуется продукция, произведенная месяцем ранее. Постепенное повышение цен начнется в начале февраля, но пик этого процесса традиционно стоит ждать весной.
Риски роста цен Счетной палатой отмечаются не зря – повышается НДС, а на мировых биржах нефть продолжает дорожать. Курс рубля к доллару тоже вряд ли будет укрепляться, а это сказывается на экспортной альтернативе. Однако есть еще фактор налогового маневра - экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут снижены от действующих 30% до нуля в течение шести лет, процесс начнется как раз в 2019-м. Какое влияние этот процесс окажет на цены, тоже предстоит еще проверить.
Повторения резкого роста цен, как весной 2018-го, мы, скорее всего, в 2019 году не увидим. Компромисс был найден – нефтяники получат компенсации за то, что сдерживали ценники. И если бы они действительно хотели взвинтить стоимость топлива, то мы бы это уже наблюдали. Ведь внутрироссийские цены на горючее все еще остаются ниже мировых, и экспортировать нефтепродукты сейчас куда выгоднее, чем продавать внутри России.
Пока же нефтяники все же теряют деньги в виде упущенной выгоды, но придерживаются взятых на себя обязательств. А значит, резких скачков стоимости и ценовых шоков ждать не приходится. Все изменения в этой сфере либо будут оговариваться, либо уже оговорены".
По словам же вице-премьера Дмитрия Козака, у правительства есть ряд инструментов, чтобы не допустить резкого и серьезного роста на моторное топливо. Например, можно ввести "обратный акциз" на нефть для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) до 3000 рублей на тонну сырья - его получат заводы, которые поставляют бензин на внутренний рынок.